Обо мне

суббота, 28 января 2012 г.

Масонство

 
Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — это братство, которое берет свое начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начала XVII века, предположительно — оперативных Цехов каменщиков. Сейчас франкмасонство распространено по всему миру и представлено в разных формах и юрисдикциях; количество членов оценивается в шесть миллионов человек, в том числе около 150 000 в Шотландии и Ирландии, почти два миллиона в США и около четверти миллиона находится под юрисдикцией ОВЛА. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.
Братство административно организованно в независимые Великие Ложи (в некоторых странах Великий Восток), каждый из которых руководит собственной юрисдикцией, и состоит из подчиненных ей лож. Некоторые Великие Ложи признают друг друга, некоторые нет, в зависимости от следования ландмаркам (Великие Ложи обычно считают те Великие Ложи, которые соблюдают такие же ландмарки, регулярными; те же, которые их не соблюдают — «нерегулярными»).
Существуют также системы высших степеней, которые связаны с основной частью масонства, которые могут обладать собственным независимым управлением, однако в некоторых послушаниях символические ложи могут быть подчинены управляющим органам систем высших градусов.
Масонство символически использует инструменты и орудия оперативного каменщичества и легенды о строительстве Храма Соломона, чтобы выражать метафорически то, что и масонами, и их критиками описывается как «система морали, скрытая в аллегориях и проиллюстрированная символами».
 Предыстория
Легендарная история масонства доводит братство у иных писателей — до Адама, у других — до построения Соломонова храма; более скромные исследователи находили корни масонства у пифагорейцев, ессеев, первых христиан или тамплиеров. Лишь в сер. XIX века Клосс (J. G. B. Fr. Kloss) впервые вполне определенно указал на то, что масонский союз возник из братства вольных каменщиков или средневековых строительных артелей.
Самые ранние свидетельства о существовании свободной строительной артели в средневековой Европе относятся к 643 году, ее упоминают эдикты лангобардского короля Ротари. В эпоху готики возведение громадных церковных зданий длилось целые столетия, в течение которых рабочие и художники, поселявшиеся близ построек (их инструменты хранились в особых бараках, англ. Lodge, нем. Bauhütte), постепенно вступали в тесное общение. Эти сообщества с течением времени приняли цеховую организацию: были выработаны правила касательно отношений между членами, приема новых товарищей, разрешения возникавших между сочленами споров и проч. Вместе с тем был установлен известный церемониал на разные случаи товарищеской жизни.
Цеховая организация строительных работ, безусловно, была присуща и возведению соборов Англии, где каменотесы получили в официальных актах наименование Freemason, Free-Stone-Mason. Обстоятельства возникновения строительных лож в Англии весьма темны. В частности весьма сомнительной представляется хартии 926 года, дарованной якобы королем Этельстаном свободным каменщикам Йорка, с которой было принято начинать историю строительных артелей в Англии. В современной масонской литературе указывают около 20 манускриптов со специфическими масонскими текстами, относящимися к раннему периоду. Старейший из них датируется XIV веком; это — поэма Regius, манускрипт с текстом который был найден в Старой Королевской Библиотеке в Британском Музее в 1830-х годах.
В течение XVII в. строительные товарищества в Европе стали быстро приходить в упадок и к началу XVIII века почти перестали существовать вместе с прекращением возведения готических соборов. Новому процветанию английских лож способствовало то обстоятельство, что с конца XVI в. туда стали получать доступ и лица, не принадлежавшие к строительному цеху — так называемые «сторонние каменщики», богатые и ученые люди, внесшие с собой в ложи прогрессивный элемент. Первым из них следует назвать лондонского антиквара Элиаса Ашмола, о его вступлении 16 октября 1646 года в одну из лож в Уоррингтоне, Ланкшир, сохранилась запись в его дневнике. В последние годы XVII столетия в ложу вступил Вильгельм III Оранский, из-за чего ремесло каменщиков получило название королевского искусства. Вероятно именно тогда у просвещенных сторонних каменщиков зародилась мысль воспользоваться оболочкой строительных товариществ, являвшихся в некоторых отношениях филантропическими учреждениями, и, вдохнув в нее новую жизнь, создать новое дело всечеловеческой любви.
Основание Великой Ложи Англии

Таверна «Гусь и Противень», где была основана Великая Ложа Англии
Первая Великая Ложа, «Великая Ложа Лондона и Вестминстера», была основана 24 июня 1717 года, когда четыре существовавшие в то время ложи в Лондоне собрались для совместного ужина. Она быстро превратилась в управляющую организацию, к которой присоединилось большинство английских лож.
C этого момента братский союз действительных строителей восходит на степень союза символических строителей духовного дела (впрочем, новый союз не отстранил от себя каменщиков-ремесленников, и в его уставе некоторые параграфы касаются исключительно их). Союз ставил себе задачей нравственно влиять на своих членов, что должно было быть достигнуто как дружеским единением братьев в ложах, так и возложением на масонов обязанности относиться друг к другу братски и вне стен ложи; кроме того, задачей союза было оказание материальной помощи нуждающимся членам.
По поручению великой ложи брат Андерсон изготовил свод постановлений, заимствовав их из документов строительных артелей и применив к новым условиям времени. Этот свод, напечатанный под названием «Книга Уставов» («The Constitutions of the Freemasons etc.», Лондон, 1723), лег в основу деятельности братства. Он заключал в себе краткую историю масонства от сотворения мира, то есть историю строительного искусства, взятую из сказаний строительных товариществ, а затем «Старые обязанности или основные законы» и «Общие постановления», то есть состоявшиеся с 1717 г. решения великой ложи.
Масонство стало быстро привлекать к себе людей из различных классов общества. В 1722 г. существовало 20 лож, вскоре учредилось еще 11; к обновленному масонству примкнули также многие из членов строительных ремесленных лож; в связи с расширением союза право возводить в мастера и подмастерья было предоставлено не только великой ложе, но и каждой ложе в отдельности. В 1725 г. была основана первая ложа за пределами Англии — в Париже; вслед за тем было введено звание провинциального великого мастера, впервые принятое братом Помфредом для Бенгалии (в Индии).
Однако, несколько лож были возмущены нововведениями, одобренными Великой Ложей Лондона и Вестминстера, и основали конкурирующую Великую Ложу 17 июля 1751 года, которую они назвали «Древняя Великая Ложа Англии». Эти две великие ложи — «Современные» (Великая Ложа Лондона и Вестминстера) и «Древние» боролись за превосходство, пока 25 ноября 1813 года не объединились, образовав Объединенную Великую Ложу Англии.
 
Вид помещения Масонской ложи, Бери-Сент-Эдмундс, Суффолк, Англия, начало XX века
Великая Ложа Ирландии и Великая Ложа Шотландии были основаны в 1725 и 1736 году соответственно. Масонство было привезено в британские колонии Северной Америки в 1730-ых, где были основаны дочерние ложи «Древних», «Современных», Великих Лож Ирландии и Шотландии, а также разнообразные местные великие ложи. После Американской Революции, в каждом штате сформировались независимые Великие Ложи Соединенных Штатов. Некоторые хотели организовать всеохватывающую «Великую Ложу Соединенных Штатов» с Джорджем Вашингтоном (который был членом ложи в Виржинии) во главе, но эта идея не прижилась. Великие ложи многих штатов не захотели уменьшать собственные полномочия, подчиняясь такой организации.
Хотя нет никаких различий между ложами, основанными «Древними» и «Современными», следы этого разделения до сих пор остаются в именах большинства лож: «Вольные и Принятые Каменщики», и «Древние Вольные и Принятые Каменщики».
Древнейшая юрисдикция в континентальной Европе, Великий Восток Франции (ВВФ), была основана в 1728 году. Однако, большинство англоязычных юрисдикций прервали формальные отношения с ВВФ около 1877 года, когда ВВФ отменила требование к своим членам верить в Высшее Существо, то есть, стала принимать атеистов. Великая Национальная Ложа Франции является на сегодня единственной французской Великой Ложей, которая имеет «регулярные» отношения с ОВЛА и конкордатными юрисдикциями.
Направления в современном масонстве
Масонство делится на несколько неформальных направлений, которые могут состоять в братских отношениях друг с другом, так и не состоять и не поддерживать никаких отношений, что выражается в непризнании одного направления другим. В современном мире можно выделить три основных масонских послушания, проводящие независимую друг от друга политику, формирующие свои собственные контакты в рамках своих объединений. На данный момент таковыми являются следующие направления:
•    1. «Регулярное» и признанное Объединенной Великой Ложи Англии и «Конференцией Великих Мастеров Северной Америки» направление. Самое большое по численности в мире, которое формируется на основе признания ОВЛА. Некоторые великие ложи этого направления — Великая Национальная Ложа Франции, Объединённые Великие Ложи Германии, Великая Ложа Швеции, Великие ложи в США.
•    2. «Регулярное» но «непризнанное» ОВЛА направление — это великие ложи, о которых говорят как о ложах соблюдающих все ландмарки, но не считающих необходимым следовать другим нормам и актам ОВЛА. Отмечается, что в силу ряда причин эти великие ложи не получили или утратили признание ОВЛА. К этому направлению также причисляются послушания имеющие или имевшие признание со стороны некоторых регулярных(признанных ОВЛА) великих лож. Некоторые великие ложи этого направления — Великая Ложа Франции, Великий Восток Италии, Великая Ложа Бельгии, Великая Ложа Италии, Великая Традиционная Символическая Ложа Опера, некоторые великие ложи «Принц Хол».
•    3. «Либеральное», то есть добровольно отказавшееся от соблюдения тех или иных основополагающих ландмарок и от ритуального признания «регулярными» масонскими организациями. Великие Ложи (Востоки) этого направления — Великий Восток Франции, Великий Восток Бельгии, Смешанный масонский Орден «Права Человека», Великие Ложи Устава Мемфис Мицраим, другие смешанные Великие Ложи.
Вопреки запрету на взаимодействие с нерегулярными и непризнанными ложами в ритуальном контексте ОВЛА, не признающая пока либеральное масонство и со-масонство, утверждает, что поддерживает неформальное общение с женскими и со-масонскими Великими Ложами по вопросам взаимоотношений, и что:
поэтому, братья могут свободно объяснять профанам, если те спросят, что масонство не ограничивается мужчинами (хотя эта Великая Ложа не принимает в свои ряды женщин).
Великий Восток Франции с недавних пор принимает в свои ряды женщин и признает масонские организации, которые также их принимают. Таким образом, возможна взаимовизитация с этими юрисдикициями.
Организационная структура

Здание Объединенной Великой Ложи Англии в Лондоне.
«Великая Ложа» и «Великий Восток» в каждой стране являются независимыми и суверенными организациями, которые управляют масонством в определенной стране, штате или географической местности, и называются юрисдикциями. Не существует ни одной организации, которая правила бы всем мировым масонством; отношения между разными юрисдикциями зависят только от взаимопризнания.
Регулярность
 «Регулярность» — это процесс, в ходе которого «Великая Ложа» или «Великий Восток» отдельных стран выражают взаимное признание. Это признание делает возможным официальные отношения на уровне Великих Лож, и даёт масонам возможность посещать собрания лож признанных юрисдикций, и запрещает взаимодействие с «нерегулярными» ложами. Если масон посещает собрания нерегулярных лож, его членство в братстве может быть приостановлено на время, или же он может быть изгнан из него. Поэтому, все Великие Ложи составляют списки других юрисдикций и лож, которых они считают регулярными.
«Великий Восток» и «Великая Ложа» разных стран, которые «взаимопризнают» друг друга и разрешают «взаимопосещение» называются дружественными. Что касается ОВЛА, регулярность основывается на ряде ландмарок, которые изложены в Конституции ОВЛА и Конституциях тех дружественных Великих Лож, с которыми ОВЛА поддерживает отношения. Даже в рамках этого определения есть отличия в количестве и содержании ландмарок у разных юрисдикций. Другие масонские группы организованы иначе, каждая по-разному.
Каждая из трех основных ветвей масонства считает Ложи своей ветви «регулярными», а ложи другой ветви «нерегулярными». Так как ветвь ОВЛА значительно больше, различные Великие Ложи и организации Великий Восток, дружественные ОВЛА, обычно называют «регулярным» (или «основным») масонством, тогда как Великие Ложи и организации Великий Восток, дружественные ВВФ, обычно называют «либеральным» или «нерегулярным» масонством (этот вопрос усложняется тем, что само по себе использование называния «Ложа» или «Восток» не является признаком принадлежности организации к определенной ветви и, таким образом, не является признаком регулярности). Термином «нерегулярный» также повсеместно называются все самопровозглашенные организации, называющие себя «масонскими», но не признаваемые ни одной из основных ветвей.
Масонская Ложа


Масонский ритуальный меч.
Ложа является основной организационной единицей масонства. Каждая новая ложа должна иметь «Ордер» или «Хартию», выданную Великой Ложей, которая дает ей право собираться и проводить работы. Кроме очень малого числа лож, существующих «с незапамятных времен», предшествующих образованию «Великих Лож», масоны, которые собираются в ложе, не предъявляя этого документа (например, в лагерях военнопленных) считаются нелегальными и нерегулярными.
Ложа должна собираться регулярно в постоянном месте и согласно оглашенным датам собраний. Она избирает, посвящает и повышает своих членов и офицеров; она накапливает и управляет своим имуществом и собственностью, в том числе протоколами и отчетами; и может владеть своим «храмом», арендовать его или использовать совместно. Как любая другая организация, она имеет официальный бизнес, чтобы организовывать собрания и деятельность (во всяком случае так дело обстоит в США и Европе, в России и многих других странах такая практика пока что отсутствует), ежегодные общие собрания и комиссии, благотворительные фонды, переписку и доклады, членство и взносы, счета и налоговые декларации, специальные мероприятия и организацию питания, и так далее. Форма деятельности, ее способ и уровень активности индивидуален для каждой ложи.
Человек может стать масоном, то есть пройти посвящение, только в ложе, пожизненным членом которой он часто становится. Мастер масон может, как правило, посещать любые собрания любой дружественной юрисдикции по своему желанию; также, ложа может официально оказывать гостеприимство. Посетитель должен сначала проверить регулярность ложи, и должен быть способен доказать этой ложе собственную регулярность; ему может быть отказано в приеме, если будет решено, что он может нарушить гармонию в ложе. Если он желает посещать одну и ту же ложу постоянно, он может присоединится к ней и платить взносы.
Большинство лож состоят из масонов, которые живут или работают в данном городе или рядом с ним. Другие ложи состоят из масонов, которые разделяют определенные интересы, имеют одинаковую профессию или происхождение. Условием для членства могут быть общие школы, университеты, военные части, масонские должности или степени, направления в искусстве, профессии, хобби. В некоторых ложах условия основания и имя представляют лишь исторический интерес, так как с течением времени братство ушло от того, что оно представляло собой во времена основателей; в других же ложах членство остается престижным.
Существуют специальные «исследовательские ложи», членами которых могут быть лишь мастера масоны, которые занимаются исследованиями масонства (его историей, философией и т. д.). Исследовательские ложи являются полностью полномочными, но обычно не посвящают новых кандидатов. В ОВЛА наставляющие ложи могут быть созданы из любой обычной ложи для изучения и репетиций масонских ритуалов.
Правильно говорить, что масоны «встречаются как ложа», а не «в ложе», потому что слово «ложа» относиться в большей мере к собирающимся людям, а не к месту собрания. Однако, масонские храмы часто также называют «ложами».
Согласно масонской традиции, средневековые европейские каменщики собирались, ели и находили приют в нерабочее время в «домиках» (англ. lodge) у южной стороны стройки, там, где солнце нагревало камни в течении дня. Часть собраний, относящаяся к «Праздничному Совету» (или «Общественному Совету») поэтому иногда называется югом. Ранние ложи часто собрались в тавернах или любых других пригодных для этого постоянных местах с приватной комнатой.
Офицеры ложи
Каждая масонская ложа избирает определенных «офицеров» для выполнения необходимых функций в работе ложи. Досточтимый Мастер (по сути, президент ложи) всегда является избираемым «офицером». Большинство юрисдикций также избирают старших и младших «смотрителей» («вице-президентов»), «секретаря» и «казначея». Во всех ложах также есть «привратник» (охраняющий дверь в ложу во время ее заседания), иногда избираемый, а иногда назначаемый Достопочтимым Мастером. Кроме этих избираемых «офицеров», ложи имеют различных назначаемых «офицеров», таких как дьякон, «цеховой староста» (Steward) и капеллан (избирающийся для проведения неконфессиональной молитвы во время собраний; часто, но не всегда — священник). Особые «офицеры» и их функции отличаются в разных юрисдикциях.
Многие офицерские должности также присутствуют на уровне «Местных» или «Великих Лож» с добавлением слова «великий» в названии. Например, каждая ложа имеет «младшего смотрителя», а «Великая Ложа» — «Великого Младшего Смотрителя» (или иногда «Младшего Великого Смотрителя»). Кроме того, существует ряд офицеров, которые существуют только на уровне «Великих Лож».
Другие степени, системы и организации
В масонстве нет степени выше, чем третья, или степень Мастера. Существует, тем не менее, некоторое количество организаций, необходимым условием для вступления в которые является наличие степени Мастера. Эти организации не имеют власти над масонством. Эти системы или степени могут быть описаны, как дополнительные или сопутствующие, и часто предусматривают дальнейшее развитие аллегорической, моральной и философской сути масонства.
Системы высших степеней управляются отдельно от «Великих Лож», но стилизованы под масонство, так как каждый их член является масоном. Взаимоотношения между этими системами и собственно масонскими юрисдикциями могут быть разными, и могут вообще отсутствовать. Договор об объединении «Современной» и «Древней» «Великих Лож» (в ОВЛА в 1813 году) ограничил признание несколькими степенями, такими как Королевская Арка и рыцарские степени, но есть и множество других степеней, которые практиковались и до объединения. Некоторые организации не везде признаются системами высших степеней, но скорее считаются отдельными организациями, которые требуют масонской «аффилиации» для членства. Некоторые из этих организаций имеют дополнительные требования, такие как религиозная принадлежность (например, исповедание «тринитарианского» христианства) или членство в других организациях.
Полностью отдельно от этих, есть организации, которые часто считают масонскими, но которые не имеют никакого формального или неформального отношения к масонству. Они включают в себя Оранжевый Орден, основанный в Ирландии и Рыцари Пифии.
 

Комментариев нет: