Обо мне

воскресенье, 13 февраля 2011 г.

Футбольные хулиганы

Заинтересовалась этой темой после просмотра фильма "Awaydays" (Ушедшее время), снятого по мотивам одноимённой книги Кевина Сэмпсона.

Футбольные хулиганы — лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.
Зарождение
Как и сам футбол, истоки околофутбольного насилия берут своё начало в Британии.  Английский футбол знаком с инцидентами, связанными с футбольными беспорядками, начиная с XIX века. Уже в те времена поклонники команд и сами игроки нередко сходились «стенка на стенку» после окончания игры. Однако футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует по сей день, начало зарождаться в Великобритании в конце 1950-х годов.
Развитие


Рабочая молодёжь окраин больших городов Англии, не имея средств на дорогие развлечения, выбрала вполне доступный — футбол. Постепенно им стало недостаточно поддержки команды на домашних матчах, а с началом поддержки своих клубов на гостевых поединках возникли первые проблемы.
В середине 1960-х годов трибуны английских стадионов примерно на 70 % состояли из тех, кто отождествлял себя с футбольным насилием. Каждый второй матч заканчивался серьёзными потасовками, некоторые районы городов на время матчей превращались в запретные зоны. Из одного города в другой с чётко определённой целью выявить сильнейшего выезжало от 400 до 7000 человек. Вследствие этого тысячи обычных поклонников игры стали держаться подальше от стадионов, а телетрансляции стали для них единственной альтернативой посещению матчей.
Ситуация не улучшилась, когда телевидение, помимо самой игры, стало демонстрировать массовые драки с участием болельщиков. Это не только воодушевляло хулиганов, но и являлось новым средством общественной огласки и саморекламы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прессе — коллекционирование газетных заметок стало настоящим увлечением для многих фанатов.
Ситуация требовала вмешательства властей, и реакция последовала. Были значительно ужесточены законы, регулирующие правопорядок ; на самых отъявленных и опасных для общества хулиганов заводились специальные картотеки. Многие из хулиганов оказались за решёткой, другие отделались пожизненными запретами на посещение футбольных матчей. Полиция внедряла своих людей в фанатскую среду, выявляя лидеров и предотвращая возможные пересечения враждующих группировок на корню. Наконец, развивающиеся технологии позволили оборудовать стадионы и прилежащие к ним территории камерами видеонаблюдения, что в значительной степени повышало вероятность хулиганов быть опознанными и впоследствии арестованными.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов внутренняя проблема Англии переступила границы и приняла общеевропейский масштаб. Довольно успешная игра английских клубов в Еврокубковых турнирах раз за разом привлекала все большее и большее количество британцев, желавших посмотреть игру своих земляков на выезде. Флагманами английского выездного движения стали фанаты «Ливерпуля», которые постепенно стали прививать европейцам свой «стиль поддержки клуба», включая побоища и погромы во всех городах, где волей жребия выпадало играть их клубу.
Дело дошло до того, что после трагических событий, произошедших в 1985 году на бельгийском стадионе «Эйзель», где на финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между клубами «Ювентус» и «Ливерпуль» в результате футбольных беспорядков погибло 39 болельщиков, УЕФА отстранила на 3 года все английские клубы от участия в еврокубках, а «Ливерпуль» был отстранён на 5 лет.
Так как игра транслировалась в прямом эфире, картина разыгравшейся трагедии обошла практически весь мир. В результате жесточайших мер, принятых властями Англии, многие хулиганские группы прекратили своё существование, другие же, придя в шок от увиденного на экранах, сами вернулись к нормальной жизни. Постепенно движение затухало, и причин этому было несколько. Первой и, наверное, самой главной являлась социальная переориентация молодёжи. В начале 1990-х годов Британию захватила танцевальная рейв-культура с обилием наркотиков, которая вывела хулиганское движение из моды. Немаловажную роль в постепенном остывании движения сыграла и трагедия, произошедшая на шеффилдском стадионе «Хиллсборо» 15 апреля 1989 года, где в результате давки погибло 96 ливерпульских болельщиков. Англия пережила шок, некоторое время люди попросту боялись ходить на стадионы.

Современный этап

На современном этапе английский «околофутбол» приобрёл отчётливые черты так называемого стиля «Casuals» (то есть обычный). Основным принципом любого английского фаната является незаметность, отсутствие клубных цветов в одежде, символики, выделяющейся из общей массы внешности.
Пересечения враждующих группировок проходят вдали от стадионов и в большинстве случаев заранее оговариваются в Интернете или же по телефону. Фанаты стали мобильнее и бдительнее. Изменения в структуре английского общества привели в движение большее количество довольно состоятельных и образованных молодых людей, которые придали ему большую закрытость и расчётливость. Проводимые акции планируются неделями и просчитываются до каждой детали, ведутся информационные войны, проводятся отвлекающие манёвры. Учитывая современные технические возможности английской полиции, до сих пор считающей одним из приоритетных направлений борьбу с околофутбольным насилием, эти меры в той или иной степени просто помогают английским хулиганам выжить.
Единственной отдушиной для англичан являются выездные матчи в Европе, однако и там после нашумевшей высылки в 1993 году из Нидерландов 1100 английских фанатов, представители Туманного Альбиона стали вести себя более сдержанно.
В последнее время наиболее активно проблема футбольного хулиганства ощущается в странах Восточной Европы: Россия, Польша, Украина, Болгария, Сербия, Хорватия.
Культовые книги
  • «Английская болезнь» — Билл Буфорд
  • «Куда бы мы ни ехали» — Дуги Бримсон
  • «Мы идём» — Дуги Бримсон
  • «Фабрика футбола» — Джон Кинг
  • «Команда» — Дуги Бримсон
  • «Футбольная горячка» — Ник Хорнби
  • «Английский путь» — Джон Кинг
  • «Бойцовский клуб» — Чак Паланик
  • «Заводной апельсин» — Энтони Бёрджесс
Культовые фильмы
  • «Фабрика футбола»
  • «Заводной апельсин»
  • «Клетка»
  • «Удостоверение»
  • «Ультра»
  • «Фирма»
  • «Хулиганы Зелёной улицы»
  • "Ушедшее время"
  • "Хулиганы"
  • "Стая"
О фильме "Awaydays"

Oт создателей фильма "Это Англия" новый фильм "Awaydays", снятый по книге Кевина Сэмпсона про ливерпульского фаната, повествующей о начале движа CASUALS в Британии.
Режиссер: Пэт Холден
Сценарий: Кевин Сэмпсон
Дата релиза: 22 мая 2009
В ролях:
* Stephen Graham
* Nicky Bell
*
Liam Boyle
* Oliver Lee
* Lee Battle
* Sean Ward
* Michael Ryan
* Ian Puleston-Davies

На дворе 1979 год. Полу Карти 19 лет, ему скучно. Он потерялсвою мать год назад, когда та умерла от болезни. Он живет в пригороде вместе с горюющим отцом и вечно недовольной сестрой Молли. Карти подрабатывает в местной администрации и спускает весь свой заработок на клубы, пластинки, футбол иконцерты. На концерте Bunnymen он встречает Элвиса. Это изменило все. Он участник нашумевшей банды The Pack. Они одеваются в своем особом стиле, который отличает их от бут-бойз и бритоголовых, с которыми они часто дерутся. Андрогинные прически, рубашки Fred Perry, джинсы Lois и кроссовки Adidas Forest Hills.С тех пор, как Карти начал ходить на футбол, он всегда был очарован The Pack («Стая»). А теперь Элвис,кажется, предлагает ему присоединиться к ним.
Soundtrack
1. Young Savage - Steve Lillywhite, Ultravox!
2. Carty And Elvis In Erics - Dialogue Clip - Nicky Bell, Liam Boyle
3. All The Jazz - The Rascals
4. Nag Nag Nag - Cabaret Voltaire
5. Sunrise - Dialogue Clip & Score - Nicky Bell, Liam Boyle, David Hughes
6. Liverpool 1979 - Score - David Alan Hughes
7. The Light Pours Out Of Me - Magazine
8. When We Go To Berlin - Dialogue & Sore - Nicky Bell, Liam Boyle, David Hughes
9. Slow Motion - Ultravox!, Conny Plank, Dave Hutchings
10. Wool Stomp - Score - David Alan Hughes
11. 10:15 Saturday Night - The Cure
12. Insight - Joy Division, Martin Hannett
13. Come See The Stars - Dialogue Clip - Nicky Bell, Liam Boyle
14. Elvis's Dub - Score - David Alan Hughes
15. Carty Deflated - Dialogue & Score - Liam Boyle, David Hughes
16. Carty 's Revenge - Score - David Alan Hughes
17. Going Up - Echo & The Bunnymen
18. Carty's Last Awayday - Diallogue & Score - Nicky Bell, David Hughes
19. Just For A Moment - Conny Plank, Dave Hutchings, Ultravox!
20. Where Were You - The Mekons
21. When You're Young - The Jam, Vic Coppersmith-Heaven, Paul Weller, Bruce Foxton, Rick Buckler
22. Night Rally - Elvis Costello & The Attractions, Nick Lowe, Roger Bechirian, Steve Nieve, Bruce Thomas, Pete Thomas, Dan Hersch
23. The World - Christopher Merrick Hughes, Dalek I, David Bates
24. Sleeping Gas - The Chameleons, The Teardrop Explodes
25. Electricity - Orchestral Manoeuvres In The Dark, Paul Collister
26. Being Boiled - Human League
27. I Am The Fly - Wire
28. Damaged Goods - Gang Of Four



Комментариев нет: